Гулаг расходящихся тропок. Семь текстов о будущем российского современного искусства

Это сборник статей о будущем российского современного искусства, написанных видными художниками и теоретиками. Мария Алёхина – лицо Pussy Riot, главного российского арт-бренда. Борис Гройс – философ и искусствовед, хорошо известный как в России, так и на Западе. Петр Павленский – акционист и арестант двух стран. Павел Пепперштейн – культовый художник и писатель. Алексей Плуцер-Сарно – идеолог «Войны» и автор «Словаря русского мата». Авдей Тер-Оганьян – первый в РФ художник-политэмигрант. Сергей Шнуров – создатель одной из самых популярных поп-групп и начинающий арт-деятель. Между этими авторами мало общего. Они по-разному видят прошлое, настоящее и будущее российского современного искусства. Но их тексты объединяет одно: мысли о судьбе России в преддверии нового президентского срока Владимира Путина.

pdf | fb2

Рецензия Валерия Отяковского в журнале «Неприкосновенный запас»

Стюарт Хоум. Штурмуя культуру. Утопический самиздат от леттризма до Class War

Панорама радикального искусства и политических утопий после Второй мировой войны. Леттристы и ситуационисты, FLUXUS и mail art, йиппи и мазафакеры, неоизм и Class War. Автор – 25-летний Стюарт Хоум, который позже напишет «Манифест неоизма», «Отсос» и «69 мест, где надо побывать с мертвой принцессой».

pdf

Рецензия Станислава Севрюкова для интернет-проекта «Горький»
Стюарт Хоум о книге в интервью проекту [moisture]

Конституция Метарóссии

Мир слишком долго ждал, что что-то случится. Что люди наконец станут свободнее и сбросят с себя ярмо обезумевшей власти. Но застой оказался сильней. Что можно сделать в этих условиях? Издательство «Асебия» публикует альтернативный проект — «Конституцию Метарóссии»: мгновенное освобождение сознания россиян и их становление метарусскими.

Каждый клик по metarussia.asebeia.su генерирует издание уникального экземпляра «конституции» — одного из 40 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000. Они создаются расположением 57 именованных фрагментов в псевдослучайном порядке.

web | pdf

Рецензия Алексея Конакова на «Кольте»

Валерий Нугатов. Едодой!

Поэт-хоссонит Валерий Нугатов — любимец муз, фаворит полных лун, сумеречный декадент и самый преданный слуга изящных искусств. Его поэзия исцеляет, бодрит, вселяет надежду, смягчает душу и возвышает над будничной суетой.

Издательство «Асебия» при участии KOLONNA Publications предлагает на суд читателей долгожданный сборник «ЕДОДОЙ!» который суммирует творчество Нугатова за последние беспокойные восемь лет.

Тонкие наблюдения за жизнью, неожиданные откровения, чуткость настоящего поэта, пропускающего через своё сердце весь мир и дарующего нам столь необходимый в кромешной ночи свет! Одедодой! Ззо дедужка! Фсьох вээбодь!

pdf

Рецензия Льва Оборина
Обзор Ивана Напреенко для проекта «Горький»
Видео презентации в «Порядке слов»
Эдуард Лукоянов о «ЕДОДОЕ!» для «Ножа»

Леонид Котельников, Иван Аксенов. Качели и пытки. Ультимативный гид по современному русскому андеграунду

В новую книгу молодых кураторов-экспертов Леонида Котельникова и Ивана Аксенова вошло чуть менее двадцати интервью с главными важными представителями современного русского андеграунда — музыкантами, художниками, писателями и исследователями, которые задают культуре тон и решают, какой она будет завтра и послезавтра. Под красочной обложкой данного издания вас ждет не только актуальный срез художественной жизни России, но и своего рода практическое пособие, которое поможет всем желающим присоединиться к сонму избранных.

pdf

Предисловие
Случайная статья
Исследование зимологов

Рецензия журнала «Коммерсантъ Weekend»
Вячеслав Данилов о «Качелях и пытках»
Концерт fake_trailers после краснодарской презентации

Александр Бренер. Наконец-то коммунизм

Сборник «Наконец-то коммунизм» Александра Бренера — вальсирующая канонада, чьи орудия плюют в стеклянные здания изящной словесности. Здесь вы не найдете затхлого бормотания художественных множеств, а только множественные оргазмы коммунистических духов. Они сквотируют всю нищету современного мира, превращая её в спиритические салоны и кукольные театры. Но… Кукловод пьян, духи трусливо крестятся по углам... Все перчатки разбросаны, квадраты — размалеваны. Пушкины смущенно переминаются на своих постаментах, немногочисленные зрители открывают рты: «Ау-оу-аыл!». Наконец-то коммунизм!

pdf

Интервью редактора «Асебии» с Александром Бренером

Варвара Недеогло. Русские девочки кончают свободной землёй

Русский поэтический авангард закончился со смертью Хлебникова, самоубийством Маяковского, гибелью обэриутов. Сексуальная революция ХХ века провалилась вместе с революцией социальной. Кажется, будто ничто не может повернуть ход времени — прочь от утопической надежды. Но может произойти взрыв. Тексты Варвары Недеогло — такой взрыв. Как и обязан подлинный авангард, они действуют против законов истории и тех, кто эти законы установил. Властным жестом они отрицают различие между словом и делом, духом и телом, катастрофой и избавлением. Знакомую нам письменность постигает кромешный конец — вспышка, озаряющая мир светом не знающей меры, спасающей и спаляющей новой речи.

pdf

Рецензия журнала «Коммерсантъ Weekend»
Рецензия интернет-проекта «Горький»
Рецензия Александра Маркова для журнала «Волга»
Комментарий Михаила Бордуновского для «Метажурнала»
Комментарий рэпера «МБ Пакета»

Антон Очиров. #ООН

В книге представлены стихи автора, написанные за последние 13 лет. «#ООН» Очирова выходит как раз в тот момент, когда сама Организация Объединённых Наций находится в самом глубоком кризисе за всю свою историю, количество убитых сотрудников организации за менее, чем месяц приблизилось к 100, комиссар по правам человека подал в отставку, а очередная «война с терроризмом» на Ближнем Востоке заставляет еще раз задуматься о метафизических основаниях т.н. государств.

В выпущенной нами в 2020 году «Конституции Метароссии» написано, что «отменить государство, то есть вообразить такой порядок или беспорядок, при котором в нем не будет необходимости, означает не столько забыть государство — в том числе стереть его материальные следы, — сколько удивиться тому, почему мы вообще помним те или иные образы». Метарусская поэзия Очирова как раз и предлагает свой порядок работы с воображением и исторической памятью.

pdf

Марсель Жуандо. Сокровенное

В 1953 году Мария-Луиза Пейрат, подруга и поклонница Марселя Жуандо, пригласила писателя выступить перед читателями в Лиможе. В ту пору консервативная критика обрушилась на автора «Похвалы сладострастию» и других рискованных сочинений: Жуандо обвиняли в пропаганде аморализма и отказе от христианских ценностей. В лиможской лекции, которая стала книгой «Сокровенное», писатель говорит о превращении реальных людей в литературных персонажей, отвечает критикам и рассказывает о своих замыслах.

«Я предпочитаю цинизм лицемерию и всегда находил удовольствие в том, чтобы скандализировать ханжей. Самое злостное мошенничество, на мой взгляд, – притворяться добрым, будучи злым; мне гораздо больше по душе, когда человек лучше, чем его репутация».

pdf

Александр Бренер. Пьер Клоссовски, мой сутенёр

Книга Александра Бренера о Пьере Клоссовски (1905–2001) — это признание в любви к гениальному мыслителю и несравненному художнику. Любовные признания пишутся на языке страсти, даже если этот язык звучит на посторонний слух нелепо. Но главное в таких признаниях не язык, а голос. И чем интимнее этот голос, чем дальше он отходит от скучных законов нормативной речи, тем лучше — значит, любовь не фальшивит. Сам Клоссовски продемонстрировал в своих работах полное равнодушие к общественным условностям допустимым нормам, и в этом смысле Бренер старается следовать своему герою. Книга, предлагаемая читателям, является попыткой поэтического решения очень старой проблемы, а именно: как припасть к предмету своего поклонения, не превращаясь при этом ни в наглеца, ни в святошу..

Всё началось с того, что я увидел Клоссовски во сне. Это случилось несколько месяцев назад. Вообще я редко запоминаю свои сны, но этот сон врезался в память, как какой-нибудь пронзительный фильм или, точнее, фрагмент фильма. В этом сне я находился в пустой полутёмной комнате, и там на кровати лежал Клоссовски. Я его сразу узнал, потому что незадолго до этого в очередной раз пересмотрел фильм Брессона «Наудачу, Бальтазар», где играет Клоссовски. И вот теперь, после брессоновского фильма, я увидел Клоссовски во сне, и в этом сне я смотрел на спящего Клоссовски, но вдруг понял, что он вовсе не спит, а смотрит на меня и говорит: «Мы в лесу, месье Бренер. И в этом лесу я вижу только людей, а не деревья. Люди заняли место деревьев — вот какой это страшный лес…».

pdf

Александр Бренер. Вечное возвращение Сальвадора Дали

В этой книге о Дали я старался прикоснуться к повстанческому, избавительному, мессианскому способу рассказывать истории. Его я называю гнигой-вандализмом, гнигой-иконоклазмом или гнигой-повреждением. Это — жест божественного насилия над рассказываемой историей, то есть детский отказ следовать правилам, непроизвольный разрыв с ненужным грузом в истории, чтобы добиться правды, заключающейся в радости. Я совсем не уверен, что мне это удалось. Божественному насилию нельзя научиться, оно — дар богов.

«Он предал всё, о чём мечтали сюрреалисты, будучи мальчишками. Он предал всех сопливых подростков на планете Земля. Он предал всех мертвецов, танцующих с сопливыми подростками. Он предал Веласкеса, которого боготворил. Он предал Рафаэля, которого абсолютизировал. Он предал Алису в Стране Чудес, которую иллюстрировал. Он предал Дон Кихота, которого декорировал. Он предал Монтеня, которого перлюстрировал. Он доказал, что предательство — истинная религия человечества. Он доказал, что Иуда — бог, а Иисус — его раб. И он не оплакивал, а смеялся над своим предательством. Он сообразил: нельзя быть художником, не будучи предателем».

pdf